Приучение к порядку – важный этап воспитания, но в этой работе родители часто не учитывают возрастных особенностей своего ребенка. Контекст зрелости имеет большое значение для способности к самоконтролю. Нередко слежение за чистотой ребенку не дано по возрасту.
Особенности психологического развития
С психологической точки зрения дети до 6-7 лет не способны следить за чистотой так, как это делают взрослые. Если проблема не в зрелости, необходимо заняться организаторскими функциями ребенка, уделив особое внимание соблюдению чистоты и порядка.
В идеале первый интерес к уборке у ребенка должен возникнуть с 2-3 лет. Процесс наведения чистоты в этом возрасте воспринимается как игра. Такую самостоятельность необходимо всячески поддерживать. Если ребенка в этом процессе одергивать, он привыкнет, а момент будет упущен. Более поздний этап приучения ребенка к чистоте пройдет сложнее.
Маленькая хитрость
Для каждой вещи важно определить свое место, так малышу будет легче ориентироваться. Например, для книг – полки, для игрушек – коробка, для вещей – шкаф, причем для носков и нижнего белья отдельный ящик.
Поручения ребенку должны быть конкретными, а не абстрактными. Например, прибраться в комнате – слишком объемная просьба. Более четкие задания: убрать книжку на полку, собрать конфетные фантики будут выполнены эффективнее.
Необходимые задачи можно перенести на бумагу. Ребенок может ставить галочки напротив выполненных упражнений или вычеркивать их ярким фломастером. Нельзя приучать к уборке за награду, особенно в раннем возрасте. В последствии подросшее чадо вообще откажется что лидо делать просто так.
Не стоит переделывать неудавшиеся задачи при ребенке. Если у юного помощника мала вера в собственные возможности, можно предложить коллективную уборку. Рутинную работу легко превратить в игру и она пойдет веселее. Постепенно процесс станет таким же естественным, как чистка зубов или умывание утром. Скапливание пыли помогут исключить некоторые советы:
- В детской зоне лучше не использовать пушистые ковры, драпировки;
- Мелкие вещи лучше спрятать в специальные шкатулки;
- Не стоит выставлять мягкие игрушки на стеллажах.
Важно! Дети нередко самостоятельно решают, как лучше и красивее расставить предметы в комнате. Такое стремление рекомендуется не пресекать. Например, можно предложить в комнату ребенка декоративные растения. Уход за ними можно вполне доверить и двухлетнему малышу.
Не стоит нагружать малыша многочисленными делами, связанными с уборкой. Например, поначалу может быть 2-3 постоянные обязанности:
- Сбор игрушек;
- Складывание грязного белья в корзину;
- Сбор портфеля.
Важно не только дать задание, но и контролировать его выполнение, только так небольшие обязанности станут постоянными. Увеличение их количества тоже должно происходить поэтапно. В целом этот процесс очень кропотлив и длителен. Главным примером должны быть хорошие привычки самих родителей.