Банковские мошенники в 2020 году похитили 150 млрд рублей. Это только подтвержденные случаи, но еще есть те, данные о которых не попали в правоохранительные органы и статистику. Банковское мошенничество — серьезная проблема, с которой может столкнуться любой гражданин, и нужно знать, как обезопасить себя и близких.
Как работают мошенники
Банковских мошенников можно разделить на 3 группы:
- Телефонные мошенники;
- Хакеры;
- Нынешние или бывшие сотрудники банков.
Телефонные мошенники пытаются украсть деньги со счета таким образом, чтобы человек подтвердил все операции. Например, вечером поступает звонок с номера, похожий на официального представителя банка. В ходе разговора мошенник сообщает, что с номера хотели списать деньги, и чтобы этого избежать, нужно сделать определенные действия. Чтобы проверить подлинность звонка, предлагают проверить номер в официальной базе данных, который там почему-то подтвержден.
Начинается сложная схема с выдачей заемных денег и подтверждением всех операций по карте. Все это время мошенник не отпускает свою жертву, не позволяет сбросить трубку и постоянно перезванивает. После этого, на человеке остается кредит, а все деньги с карты уходят на подставной счет.
Хакеры работают мягче. Они получают доступ к личному кабинету жертвы, а потом пытаются оформить кредиты. Если человек по невнимательности введет код или подтвердит операцию, то в личном кабинете потом обнаружит выдачу кредита, а деньги на счете не окажутся.
Нынешние или бывшие сотрудники банков действуют по другой схеме. Чаще вечером или ночью они просят у клиентов, которые им позвонили, личные данные или пароль от карты. Делают то, зачем им звонят, а потом списывают деньги в один из дней.
Самыми опасными считаются телефонные мошенники. Они воздействуют на жертв психологическими методами, не позволяя сорваться с крючка. Люди продолжают делать то, что от них хотят, даже если понимают, что это выглядит подозрительно.
Как распознать мошенников
Распознать мошенников можно по трем признакам:
- Они уверенно и заскриптовано говорят;
- Предлагают проверить свой номер;
- Требуют все данные.
Если с первыми двумя пунктами сложно, то третий — однозначно признак мошенника. Банк знает все о своем клиенте, вплоть до его места работы. Программисты могут узнать, где он сейчас находится. Никто не будет этого спрашивать. Никаких паспортных данных, личных подтверждений и контрольных слов. Сотрудника за такое уволят.
Если сотрудник банка просит данные, которые необходимы для входа в личный кабинет — он мошенник. Если просит данные карты — мошенник. Если требует ответа на контрольный вопрос — то же самое.
Как не попасться на психологические уловки
Распознать мошенников может каждый. Но из-за того, что используются разные психологические трюки и уловки, например, угрозы уголовной ответственности, если человек не будет сотрудничать с банком в поимке злоумышленника, то человек начинает соглашаться делать то, что от него хотят. А потом теряет деньги.
Чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно при любом входящем звонке от сотрудников банка, сразу класть трубку и перезвонить на горячую линию. Если продолжить разговаривать, то велика вероятность попасть в неприятную ситуацию. Сбрасывать и перезванивать — лучший метод защиты.
Самыми опасными считаются телефонные мошенники. Они воздействуют на жертв психологическими методами, не позволяя сорваться с крючка.
Если сотрудник банка просит данные, которые необходимы для входа в личный кабинет — он мошенник. Если просит данные карты — мошенник. Если требует ответа на контрольный вопрос — то же самое.
Мне такие телефонные аферисты часто звонят. Мой телефон на многих досках объявлений есть, типа Авито. Юла и т.д.. вот и названивают. Иногда бросаю трубку. Когда есть настроение, то делаю вид, что ведусь на их уловку, изображаю их потенциальную жертву, прикидываюсь необразованным, но никаких данных не сообщаю. Потом резко говорю, что они жулики, весь разговор мной записан и я сейчас иду в полицию с заявлением на них. Пускай понервничают.